#философское
Если ты готовишься в поход, то одной из главных ошибок будет попытка взять вещи на все случаи жизни, подготовиться к любому повороту событий на пути. Например: что, если будут затяжные дожди? Чтоб наверняка не промочить ноги, возьму-ка я высокие резиновые сапоги, непромокаемые ботинки (можно две пары, ведь их непромокаемость - штука относительная), потом обычные туристические ботинки, легкие кроссовки, да и тапочки не помешают ходить, когда дождей не будет, а все остальное сушится. В итоге половина места в рюкзаке уже занята, а надо еще разобраться как минимум с одеждой - на случай дождей, холода, жары, комаров, ветра... В результате рюкзак при таком подходе станет совершенно неподъемным, и у меня встает выбор - или все же от чего-то отказываться, или же никуда не идти.
Отказаться можно - но только если допустить то, что ты встретишься на пути с тем, к чему никогда до конца готов не будешь. У тебя могут быть мокрые ноги, ты можешь мерзнуть, и вообще - в пути много всякого происходит. И не будет у тебя спасительной гарантии, что ты избежишь встречи с неприятным. Ценой такой готовности к пути является облегчение багажа до приемлемого объема и веса, и, как следствие - возможность идти, дышать лесным или морским воздухом, видеть то, что ты до этого никогда не видел. Цена попытки избежать встречи с угрозой может быть в буквальном смысле неподъемной... То же самое и с жизнью, если мокрые ноги заменить на неприятные чувства (а для кого-то и приятные - источник сильного дискомфорта).
В какой-то момент обнаруживаешь себя буквально заваленным многочисленными способами избегать возможных неприятностей. Пространство жизни оказывается захламлено вещами (одеждой, обувью, книгами, различными безделушками, старой техникой...), рационализациями (почему мне не нужно идти туда, куда хочется, или что это хорошая идея - отказаться от начинаний без стопроцентных гарантий), дефлексиями (это когда мы делаем и говорим всё, что угодно, кроме того, что действительно важно в данный момент, но связано с напряжением и тревогой). Все вместе это создает такой надежный буфер между нами и жизнью, окутывая коконом, лишая подвижности, но зато позволяя продрейфовать по жизни, не "замочив ног".
И в какой-то момент подобное избегающее поведение становится фактором, которое только усиливает тревогу, доводя ее до невыносимых значений. Потому что избегая конкретных, измеримых опасностей (отвержения со стороны конкретных людей, потенциального провала от попытки сделать или предложить что-то нестандартное и сопряженного с этим стыдом, разочарования от неудачного выбора), мы выбираем настолько окольные тропы, что напрочь теряем саму дорогу, и страшно становится уже от того, что заблудился. И чувствуешь, кто с каждым этим избеганием теряешь шанс на то, чтобы жить так, чтобы дышалось полной грудью. В глубине души мы всегда чувствуем цену избеганию - его еще называют экзистенциальной виной. Это тоска по непрожитой жизни, по выборам, которые не были сделаны, по так и не сказанным словам, по тому простору, на который так хотелось вырваться, но не решился вырваться в путь из-за того, что резиновых сапог не нашли... Так (в сильно уменьшенном варианте) бывает на психотерапевтических сессиях, когда вроде о чем-то говорили всё время, но "успешно" избежали разговора о том, что болит. Иногда, когда воцаряется тяжелое, напряженное молчание, я даже задаю вопрос себе или клиенту - о чем мы сейчас с тобой избегаем говорить, с какими чувствами и переживаниями мне или нам так трудно встретиться, что мы отгораживаемся от них за стеной молчания или светского разговора? Вроде избегаем, а тревога растет, ширится где-то в глубине...
И когда приходит осознание этой дикой захламленности, возникает импульс взять и порушить всё к чертовой матери. Выбросить все вещи, резать правду-матку в каждом разговоре, бежать к людям, чтобы открывать им глаза, распродать всё и умчаться куда-то налегке, чтобы наконец вдохнуть воздух свободы. Так иногда происходит после психологических интенсивов, на контрасте, когда возвращаешься в затхлую, забитую комнату своей жизни, и хочется, выбросив все, начать всё сначала. И пойти в поход как есть, без ничего. Но, знаете, одна пара хороших ботинок лучше, чем совсем ничего...
Я расхламляюсь, но стараюсь делать это не сильно торопясь. Перебираю вещи, и прощаюсь с теми, которые ужа давно пылятся, и я бы и не вспомнил о них, если бы не залез в этот шкаф. И вижу, как много одежды, например - это не попытка подготовиться к хорошему походу, а попытка успокоить свою тревогу - страхи упустить выгоду, например, или "про запас" - а вдруг больше такого не будет? Или как много книг у меня - следствие тревоги, порожденной осознанием границ собственных знаний и умений, а не подлинного желания узнать что-то из того, что купил... Но среди этих завалов лежат и подлинные жемчужины, которые открываются по-новому, напоминая и воскрешая старые порывы...
Поэтому - садиться, и разбираться с завалами внешними и внутренними. Перебирая те или иные вещи или внутренние установки, рассматривая их - а потом или прощаясь с ними (и встречаясь с чувствами, которые и побудили обзавестись ими - встречаясь и проживая), или складывая в свой рюкзак как то, что точно пригодится на маршруте вне зависимости от возможных условий... Импульсивная, одним-рывком-уборка может оказаться точно такой же стратегией избегания - ведь столько всего похоронено за этими вещами, придавлено ими, и столько всего может высвободиться разного, если начнешь их перебирать...
Расхламляюсь.. Раздаю/продаю/выбрасываю книги, вещи. Заглядываю внутрь себя - с какими переживаниями я избегаю встречаться, раз меня так импульсивно потянуло куда-то в "сторону"? Учусь сам и со своим терапевтом встречаться с ними, дышать и проживать... И рюкзак становится легким, но не пустым - просто ты точно сможешь воспользоваться тем, что туда положил. А если чего-то не хватит или окажется недостаточным - что нибудь придумаю по пути. Такова жизнь.
_____________________________________________________
https://www.labirint.ru/books/786126/ - текст выше не из книги, но и там есть, о чем поразмышлять 🙂